МБОУ СОШ_3 г.Радужный ХМАО-Югра
Приветствую Вас, Гость

 

Рекомендации педагогам в работе с "трудными" подростками

 

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

                               С. Давидови

 

 Особенности подросткового периода развития:

  • ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
  • примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
  • вступает в первые романтические отношения;
  • привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.

 Общаясь с подростком, помните:

  • беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
  • в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
  • лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
  • диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
  • в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
  • старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
  • умейте смотреть на вещи глазами подростка.

 Работая с «трудным» подростком, нужно:

  1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
  2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
  6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию
  7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться
  8. Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
  9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
  10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

 

Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.

Типы поведения учащихся, его характеристика

Психологические причины поведения

Возможные пути педагогического воздействия

Поведение, направленное на

привлечение внимания

Активное: отвлекает внимание учителя и класса

Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе.

Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения).

Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться весь класс в пределах «разрешённой квоты»).

Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение.

Отвлечение ученика (смена вида деятельности).

Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность

Властолюбивое поведение

Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости

Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях

Акцентирование на поступках, а не на личности учащихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости ( не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение проступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Пассивное:

Тихое непослушание

Мстительное поведение

Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления)

Стереотип силового разрешения конфликтов

Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение поступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Пассивное:

Поведение, направленное на избегание неудач

Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи

Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия

Представление дополнительной помощи в обучении (ученики-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия).

Предоставление возможности позитивно рассказать о себе.

Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах.

Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметками в «Классном уголке» и др).

Пассивное:

Откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей.

 

 

Список используемой литературы при составлении рекомендаций:

  1. Казанская В.Г. Подросток трудности взросления. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Микляева А.В.,  Румянцева П.В.  «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа. – СПб.:Речь, 2007.

 

Школьная неуспеваемость.

 Актуальность проблемы.

Данная проблема ненова, она беспокоит не только педагогов, родителей, но и самих школьников, ведь совершенно очевидно, что нет, ни одного психически здорового ребёнка, который бы хотел плохо учиться. 

 Ребёнок, приходя в школу, хочет учиться, узнавать новое, стать «хорошим» учеником.  Когда же мечты об успешном обучении, разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становиться «трудным» учеником: грубит, хамит учителям, не выполняет заданий, мешает работать одноклассникам.

Как в случае прогулов, так и в случае открытого протеста против школы у ребёнка могут возникнуть различного рода деформации в развитии личности. Ведь в нашем обществе школьное обучение является обязательным, все дети вокруг учатся. И если у ребёнка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит, хуже, никчёмнее. Подобные мысли и чувства могут возникать у любого неуспевающего ученика, и даже, если на словах он уверяет нас, что ему абсолютно безразлично, как он учится, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя отверженным, ненужным. Скорее всего, подобные переживания приведут к новым негативным проявлениям в поведении. В итоге неуспевающие дети зачастую ищут круг, с которыми они будут наравне. Таким образом, они часто попадают в «дурные» компании, становятся на профилактические учёты. И тогда уже целая армия взрослых вынуждена бороться с данной проблемой, которую, к большому сожалению, породили сами же.

 Определение неуспеваемости.

Под школьной неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения ребёнка не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу). Поэтому критериями для определения неуспеваемости являются неудовлетворительные оценки за четверть, за год. Существует несколько подходов к выделению типов неуспеваемости. Например: абсолютная неуспеваемость (оценки «1» и «2»); относительная неуспеваемость (недостаточная познавательная нагрузка); фиксированная неуспеваемость (пробелы в знаниях); скрытая неуспеваемость (пробелы в знаниях, отсутствие мотивации к учению). В зависимости от устойчивости отставания выделяют три типа школьной неуспеваемости и причины её возникновения в каждом случае.

Общее и глубокое отставание (по многим или всем предметам длительное время): неподготовленность; неблагополучные условия (болезнь, семейные обстоятельства); лень, нерадивость; недостаточный уровень общего  развития.

Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость ( по 1-3 наиболее сложным предметам): недостатки преподавания; сниженный контроль за подготовкой домашнего задания со стороны родителей; проблемы в знаниях за предыдущие классы; отсутствие интереса к обучению, сознательности.

Эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету): изолированность в классе, отсутствие систематического контроля со стороны родителей, пропуски без уважительных причин.

Факторы и причины школьной неуспеваемости.

Для того чтобы преодолеть данную проблему, необходимо, прежде всего, определить вызывающие её причины. Анализ причин и условий, порождающих неуспеваемость. Позволяет организовать эффективную помощь и поддержку неуспевающему ребёнку.

Исследователи выделяют несколько групп факторов, ведущих к неуспеваемости в школе:

  1. Физиологические факторы: болезни, общая слабость здоровья, хронические заболевания, нарушение двигательных функций ЦНС, болезни НС
  2. Психологический фактор: свойство самого ученика. Его способности, мотивы интересы.  Среди психологических причин можно выделить несколько сфер, влияющих на обучение: познавательная сфера; мотивационная сфера; эмоционально-волевая сфера.
  3. Социальный фактор:

   Школьная образовательная среда.

  Школьная образовательная среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребёнка, его поведение, успешность обучения.

 Основная причина школьной неуспеваемости - это несоответствие интеллектуальной системы  ученика и системы обучения в школе. С одной стороны, программы обучения всё усложняются, не всегда ориентируясь на возможности детей, не принимая во внимание их возрастные особенности, а с другой стороны, родители, даже зная, что их ребёнку будет трудно, завышают его плавку, хотят видеть своего ребёнка постоянным «отличником». В результате, даже способные к обучению дети уже в первые школьные годы попадают в разряд неуспевающих.

Со стороны родителей всё чаще можно услышать, что причина школьной неуспеваемости ребёнка - конфликт между учителем и учеником. Безусловно, дети стали труднее, программы - сложнее, родителям некогда заниматься с детьми, а педагоги не всегда  учитывают - индивидуальные особенности каждого ребёнка. Однако недостатки взаимодействия учителя с учеником - это причина, лежащая на поверхности. Она является чаще всего следствием  глубинных проблем. Согласитесь, каждый смотрит на проблему со своей точки зрения. Поэтому выявлять причины и осуществлять помощь неуспевающим ученикам необходимо совместными усилиями квалифицированного учителя, заинтересованных родителей, психолога, социального педагога и внимательного врача, поскольку отдельным «узким» специалистам трудно взглянуть на проблему в целом.

 Семья. 

Значительное влияние на школьную успешность ребёнка оказывает такой социальный фактор, как семья. Так очень часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни в семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в учёбе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей. Равнодушие  к детям и их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

Бесспорно, стиль воспитания в семье влияет на успешность ребёнка в школе. Школьники, испытывающие неприязнь (отвержение) со стороны родителей, имеют низкую школьную неуспеваемость. В данном случае, детско-родительские отношения являются фактором формирования тревожности детей, и как следствие - причиной школьных неудач.

Среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, немаловажным является неправильное стимулирование учения детей. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления личности ребёнка как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей учёбой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о её качестве (видят только количество - много или мало сидит ребёнок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную самооценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя, отдельные неудачи детей, попрекают их: «Ну вот,

 ты хуже всех, опять не сумел хорошо написать работу», «Ничего из тебя не выйдет, плохой ты у меня, не то, что другие дети» и т.п. Когда родители видят в своём ребёнке «неудачника», успеваемость в школе будет низкой. Другие, поддерживая завышенную  самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по  достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям. А ведь ребёнок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведёт себя подобным образом.

Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, испытывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учёбы ребёнка. Интересно отметить, что не только семейные отношения влияют на успешность обучения, но и наоборот: если дети хорошо учатся, как правило, теплеют и семейные взаимоотношения. Для успешного обучения, детям необходимы эмоциональное принятие, оптимальный уровень родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания ребёнка. Высокой успеваемости способствует постоянное стремление родителей к систематическим отношениям с ребёнком, общение с ним, совместное проведение досуга, стремление лучше узнать своего ребёнка и помочь ему в случае необходимости. Немаловажное значение имеет и фактор совпадения ожиданий родителей и педагогов по поводу ребёнка. Для повышения качества знаний учащихся желательно установление тесной связи школы с родителями учеников.

 Статистические данные

Проведённые исследования позволили выявить обобщённые точки зрения педагогов и родителей на проблему неуспеваемости.

Анкетирование учителей определило, что педагоги главными причинами неуспеваемости считают:

  • здоровье (55%);
  • семейные проблемы (37%);
  • низкую самооценку учащихся (18%);
  • тревожность (18%);
  • педагогическую запущенность детей (24%);
  • сложность программы (16,5%).

 Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей - это:

  • неинтересное преподавание предмета - 36%;
  • лень ребёнка - 32%;
  • недостаток внимания детей - 28%;
  • отсутствие индивидуального подхода - 24%;
  • большие учебные нагрузки - 24%.

 Возможные пути преодоления неуспеваемости.

Наблюдение педагога за «трудными» и неуспевающими учениками с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.

Дополнительные занятия по предметам. Коррекционно -развивающие занятия психолога.

Воспитательное воздействие - поскольку неудачи в учёбе часто связаны с неблагоприятным воспитанием ребёнка, то с неуспевающими учениками целесообразно проводит индивидуальную планируемую воспитательную работу, которая включает и тесное взаимодействие с семьёй.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие психолого-педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признаётся не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.

Ещё раз, акцентируя внимание на возможных путях преодоления школьной неуспеваемости, следует отметить, что очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Необходимо со всех сторон взглянуть на проблему и выявить все факторы, которые могут вызвать неуспеваемость. Если причины трудностей в учёбе вовремя определить и провести необходимую, с точки зрения специалистов, коррекционную работу, то это будут лишь временные трудности, преодолев которые, ребёнок почувствует уверенность в своих силах. Если же не установить причины отставания, то оно может приобрести хроническую форму и разрастись из неуспеваемости по одному предмету в общую стойкую неуспеваемость. В решении проблемы неуспеваемости нужен комплексный подход, учитывая точки зрения родителей, педагогов, врачей, логопедов-дефектологов, психологов и др. специалистов, работающих с неуспевающими детьми. И нельзя забывать, что поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить, прежде всего, из интересов самих детей. А посему хотелось бы, чтобы при решении данной проблемы мы в первую очередь думали о благополучии детей и учитывали их мнение.

Литература.

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. - М.: «ВАКО», 2004. (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. - СПб.: Издательство «Речь», 2005.
  3. Фалькович Т.А., Толстоухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека).

 

Алгоритм индивидуальной беседы со школьником и их родителями.

 Индивидуальная беседа – гарантированный метод для вывода ребёнка на самовоспитание

Пять главных условий, определяющих успех беседы:

Четкая постановка цели.

Правильный выбор места и времени беседы.

Умение не только говорить, но и слушать.

Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей учащегося.

Алгоритм ее проведения.

1.  Начать с Я-высказываний

Например. «Я разочарована  сегодня твоим поведением…»

2.     Подчеркнуть достоинства ребенка

Например:   «У тебя хорошо получается…»

                 «У тебя успехи по…(дисциплина)»

                 «Я слышал(а) как хорошо у тебя...»

  1. Спросить: Что сегодня тебе помешало проявить эти качества?

4.      Внимательно выслушать ребёнка.

5.     Предложить свою помощь. Например. Попробуем вместе разобраться в сложившейся ситуации.

6.     Предложить возможные пути решения проблемы и вместе с   ребёнком обсудить их.      

7.      Наметить срок следующей встречи, разговора. Используем такие фразы: При следующей встречи ты мне расскажешь, что у тебя получилось.

Алгоритм беседы с родителями учеников.

 Темы, имеющие проблемное содержание.

  • отношения с одноклассниками;
  • необходимость усилить контроль над ребёнком;
  • недостаток внимания и сочувствия к ребёнку;
  • слишком жёсткая позиция родителей.

Организация индивидуальной встречи с родителями.

  • заранее договориться о времени встречи;
  • помещение чтобы никто не мешал;

Приглашая родителей для беседы важно использовать правильные формулировки.

Например:

        -  Я хотела (бы) с вами поговорить. Я думаю, ваш ребёнок мог бы учиться лучше. Давайте вместе подумаем, что можно сделать.

         -  Мне хотелось бы с вами встретиться, обсудить трудности поведения вашего ребёнка посоветоваться, может быть, вместе придумаем, как ему помочь.

 Не следует начинать разговор со следующих фраз:

  • У вашего ребёнка совсем плохие дела.
  • Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.
  • Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь не сдаст.

Построение беседы с родителями:

  • поблагодарите родителя за то , что пришёл (не важно, работает или сидит дома и является только после пятого приглашения)
  • выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями
  • расскажите о текущей ситуации ребёнка, отметьте все возможные позитивные моменты, которые только можно найти.
  • излагаем ситуацию: есть некоторые трудности и проблемы, которые мешают. Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон разговора, будьте готовы понять позицию собеседника. Поинтересуйтесь мнением собеседника, какой видится ситуация ему, и тут же спросите: «Как вы думаете, что можно сделать?»  Обязательно выслушайте его до конца. Стараясь максимально приблизить собеседника к тому, в чём проблема и как её можно решить.

В разговоре уместны следующие высказывания:

 - Я понимаю. Что трудно, придя с работы, проконтролировать ситуацию в полной мере. Наверное, что-то получается, что-то нет (полувопрос)

- Я сама мама и знаю, как это трудно, ведь идеальных ситуаций не бывает.

         -  Это же ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем вы.

В разговоре не стоит употреблять такие выражения, как:

- Конечно, если ребёнком не заниматься, так он и будет одни двойки получать.

         -  Меня не интересует, какие у вас проблемы на работе, значит, найдите возможности…

         -  Если вас не устраивает наша школа, ищите другую.

 Для улучшения взаимоотношения взаимопонимания с родителями, позитивного общения постарайтесь:

  •  избегать безапелляционных высказываний;
  • сохранять доверительный тон сотрудничества;
  • не использовать обобщающих штампов;
  • оценивать ситуацию по принципу «здесь и сейчас»
  • не преувеличивать и не преуменьшать текущие трудности учащихся.

 

УЧЕБНЫЕ ТРУДНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.
Педагогам и родителям важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

НЕДОСТАТКИ УЧЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ

У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания — с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово.
Проблема здесь заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Это бывает трудно сделать даже высокопрофессиональному педагогу, поскольку тот или иной пробел нередко скрывается за другими, полностью или частично усвоенными знаниями и навыками. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.
Надо сказать, что пятый класс — благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других.
В жизни детей этого возраста значительное место еще занимает игра, поэтому развитие психических процессов первоначально лучше проводить на неучебном материале. Это успешно могут делать и родители.
Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти.
Все эти игры особенно эффективны при включении в них элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
Вместе с тем надо иметь в виду, что, во-первых, навыки в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и потому оказываются более ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную задачу. Необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия, приближать ситуации к учебной деятельности.

ВО ВЛАСТИ ЭМОЦИЙ

Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности — нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.
Хотя школьники-пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему (Дубровина И.В., 1991).
Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания.
Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение этому — «разонравилось, не хочется, не смогу» отражает, как это ни странно для взрослых, реальную причину: теряется положительное отношение к делу и, как следствие, снижается самооценка в этой области.
При этом из-за преобладания эмоциональной регуляции такие ситуации не влияют на общее положительное отношение школьника к себе. Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные, а главное, не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.
В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе всю его психическую жизнь, в том числе и течение психических процессов.
Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как и сильные отрицательные эмоции. Положительные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, «скандалах», плаче и т.п. Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника могут привести к обратному эффекту.
В общении с пятиклассниками, при оказании им помощи в учебе важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для познавательного развития ребенка этого возраста. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимы к детским шуткам и умели использовать юмор в своих целях.
Как известно, многие достаточно сложные вещи запоминаются довольно легко (иногда на всю жизнь), если они представлены в шутливой форме: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам», «Медиана — это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну», «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь» (расположение цветов радуги). Можно научить детей создавать подобные фразы, используя юмор для лучшего запоминания.

В ПОИСКАХ КРИТЕРИЕВ

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой или, напротив, защитно высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.
Начать можно с выработки собственных критериев того, насколько полно и хорошо выполнены домашние задания.
В этом может помочь памятка для школьников. Она может быть создана самим школьником с помощью родителей. Желательно, чтобы первоначально родители помогли детям готовиться к урокам, пользуясь этой памяткой. Ниже предлагается вариант такой памятки.

Анна ПРИХОЖАН,
доктор психологических наук

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Руднянский Я. Как учиться? М., 1992.
Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.—Воронеж, 1998.
Смирнов А.А. Психология запоминания // А.А.Смирнов. Избранные психологические труды. М., 1987.
Флейк-Добсон К. и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.
Хамблон Д. Формирование учебных навыков. М., 1986.