МБОУ СОШ_3 г.Радужный ХМАО-Югра
Приветствую Вас, Гость

Родителям подростков .... "Помощь подростку в кризисных ситуациях"

         Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли о самоубийстве детей, настолько страшным и невообразимым такое многим кажется. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама по себе - это страшно и невообразимо. Человек не хочет умирать, в сути его биологической изначально заложен инстинкт выживания. Если всё - таки человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает такую мысль и готов умереть (тем более, если это ребенок) то такое уже тревожит.

На сегодняшний день этот вопрос актуальный для нашего общества, и часто обсуждаемые взрослыми данные случаи известны не только им, но и детям. В этом заключаются и опасность, и необходимость рассмотреть этот вопрос, т.к. для многих подростков характерна внушаемость и стремление к подражанию, и это подражание, стремление быть похожим на кого-то просматривается не только в манере одеваться, но и в поведении, и в разрешении каких-то ситуаций. Видя то, как окружающие озабочены тревожной ситуацией, сколько эмоциональных обсуждений вызывают факты самоубийства детей, склонный к суициду подросток может рассматривать суицид как выход из нежелательной для него ситуации.

Почему же подростки пытаются покончить собой?

Какие причины могут способствовать принятию такого решения? Какие дети могут совершить самоубийство?

Уже особенности отроческого возраста по одному факту своего существования предрасполагают ребенка к суицидальному поведению.

Исследование, проведенное среди подростков 14-16 лет, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается. Потому как по названным причинам у подростков повышается вероятность возникновения внезапных импульсов, неконтролируемых поступков. Бывает и так, что смерть от передозировки ПАВ является преднамеренной. Дети из неблагополучных семей, в силу недостаточного внимания к себе ищут выход из положения самостоятельно. В числе причин попыток самоубийства подростков чаще других отмечается дефицит их общения со сверстниками. Безразличие со стороны родителей и друзей, неурядицы в семье и трудности в школе, психологическая неподготовленность к раннему половому созреванию - все это может привести подростка к мысли о самоубийстве как о средстве избавления от угнетающих его проблем. Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, любимого человека, что сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни. Подросток тяжелее, чем люди другого возраста, переживает неудачи в его отношении с окружающими. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших собой родственников или предков. т.е. у них перед глазами

  • пример такого «решения» вопроса. Конечно, суицид может быть и результатом душевной болезни. Некоторые подростки, например, страдают галлюцинациями, и чей-то голос приказывает им покончить собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины, страха, враждебности. Иногда депрессия может и не проявляться явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Уже само это поведение - знак того, что с подростком происходит что-то неладное. Уважаемые родители! Вам непременно следует обратить на это внимание!

Но все эти причины объединяет одно и самое существенное обстоятельство - неумение ребенка почувствовать себя равноправным членом подростковой общности и быть понятым сверстниками.

Парадокс суицида. Очень часто при обсуждении мы слышим фразу: "Я не понимаю, как можно было решиться на такой поступок?!" Так вот, что парадоксально, - основная причина большинства суицидов - это одиночество человека. Он решил свести счеты с жизнью оттого, что его не понимали. Не было ни одного человека, способного понять его переживания ни среди подростков, ни среди взрослых. отчего потенциальные самоубийцы воспринимают себя как отверженных и никому ненужных "чужаков". Окружающие не понимали глубину переживаний и депрессивного состояния ребенка и не помогли ему найти другой выход.

Попытка самоубийства - это крик о помощи, желание привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Что же происходит с родителями, какие отношения могут быть в семье, если их собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они настолько глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи? Сознание собственной непогрешимости и правоты делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Опыт показывает, что суицид чаще случается в тех семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания, где все правила обязательны к выполнению и воспитание ориентировано в основном на внешнее благополучие. "Я не желаю ничего слышать. Это должно быть сделано. Не позорь меня перед соседями". Воспитание больше похоже на указания начальника, которому нужен факт и не интересен внутренний мир сотрудника, служащего. Для многих детей родители - это люди, которые никогда не совершали проступков и всегда были правы. Потому что их родители никогда не показывали, что они тоже люди, что они тоже были детьми, подростками, что у них тоже были такие проблемы. Словно детство у взрослых было так давно, что все, что с ним связано, уже и не важно. А вместо слов понимания и сочувствия можно услышать: "Мне бы твои проблемы! Вот где бы денег достать? А это твое у тебя пройдет!" Упрекая ребенка, родители произносят порой слова настолько оскорбительные, что ими поистине можно убить. Часто такие слова произносятся в порыве гнева, несдержанности, но родители при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают сына или дочь на опасный для его жизни поступок.

Пример. Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: "Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать. Я даже выговорить не могу, как она меня обзывала!" Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье - это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась. Родителям следует понимать, если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать (это кстати проще, чем заставить замолчать другого), даже сознавая свою правоту. Ведь ваша задача в споре с подростком по сути - не доказать свою правоту или утвердить свой авторитет, а оградить ребенка от беды. А у подростка очень часто одна цель - любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей, которые никак не могут смириться с тем, что их ребенок взрослеет. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире - все может стать реально опасным, угрожающим жизни вашего сына или дочери. Закономерен вопрос: «Почему дети все-таки выбирают как вариант решения своих проблем вариант пагубный?» Специалисты утверждают (и что самое интересное в этом их поддерживают сами пострадавшие, т.е. дети, имевшие в своей биографии попытку суицида), что в большей части случаев подростки не хотят умирать, они хотят жить, но надеются изменить свою жизнь, чтобы она не была такой «невыносимой». Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда кончатся все беды и они снова заживут в мире и согласии. Подростки, совершая суицидальную попытку, зачастую предполагают жить, надеясь с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию. Они не вполне отдают себе отчет в необратимости смерти, они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обидчиков. Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные. S Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь»;

- фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;

- активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);

- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств;

- стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;

- раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие;

- угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего;

- необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у

малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

- стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

- снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

- приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;

- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющим большую личную значимость;

- попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Что делать?

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас нужен тот, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более угрожающая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, еще недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам подростка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто сказать о своих проблемах. Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:
  • Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
  • Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления.)

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны вводить вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям.

Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психологу, врачу). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Один психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь! Вывод: суть любой поддержки человека, находящегося в ситуации депрессии, когда этот «фундамент смысла» жизни из-под ног ушел, дать ему другой, вернуть ему почву, вернуть ощущение того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл, покажите, что вы его любите. Кто это сделает, если не ВЫ!

 

Как родители могут помочь подростку справиться с школьными трудностями.

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.

Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

 

Что делать если подросток обманывает?

Сложный этап взросления ребенка спокойно пережить удается далеко не всем родителям. Особое беспокойство у взрослых вызывает отказ сына или дочери-подростка от посещения школы, а также их частое вранье. Что делать, если подросток обманывает и отказывается учиться?

 Чтобы избежать различных проблем, связанных с подростковым возрастом ребенка, родителям потребуется внимательно изучить особенности его психологии в этот непростой период, а также научиться понимать настроение и желания своей дочери или сына. Очень важно, чтобы подросток мог доверять маме и папе.
Зачастую случается так, что родители замечают за своим ребенком слишком частое вранье по-любому поводу. Обычно обманы с его стороны учащаются как раз в подростковый период. У психологов на этот счет есть достаточно четкое и подробное объяснение. В первую очередь маме и папе потребуется понять, что ложь для большинства детей — это своеобразный способ защиты от непонимания со стороны родителей и всего окружающего мира. Особенно серьезной может быть проблема, если самого раннего детства сын или дочка не привыкли доверять своим родителям. В таком случае подросток будет уверен, что взрослые точно не поймут его и будет защищаться от них враньем. Чтобы исправить ситуацию, необходимо объяснить наследнику, что он может в любую минуту обратиться к родителям за помощью. Какой бы жизненной сферы она не касалась. И чем раньше это будет сделано, тем более серьезных проблем удастся избежать.

Еще одной распространенной причиной вранья со стороны подростка может оказаться его желание спрятаться от проблем. Чем старше становится ребенок, тем больше трудностей ему приходится преодолевать. Иногда в подростковый период на него сваливается слишком много проблем. а психологически мальчик или девочка просто еще не готовы их взвалить на свои плечи. Особенно, если до этого все трудности забирали на себя родители. Подростку кажется, что скрыться от проблем и обмануть окружающих — лучшее и самое простое решение в этом случае. Задача родителей — как можно раньше начать учить ребенка брать на себя ответственность и самостоятельно искать выход из сложившихся непростых ситуаций. Конечно, он должен знать, что при этом в любую минуту может обратиться за помощью и поддержкой к маме или папе.

Если же родители заметили, что подросток врет не членам своей семьи, а друзьям, одноклассникам, учителям и т.д, то, скорее всего, у него есть какие-то серьезные внутренние комплексы и недовольство собой. Возможно, ребенок чувствует себя ущербным по сравнению с окружающими и при помощи лжи пытается возвысить себя и стать не хуже других хотя бы на словах. На самом деле — это достаточно серьезная проблема и справиться с ней ребенку обязательно нужно помочь. Лучше всего в таком случае вызвать сына или дочку на доверительный разговор и попытаться выяснить главную причину изменившегося поведения. Если же ребенок не привык к близости и откровениям между ним и родителями, то можно просто внимательно понаблюдать за его жизнью и отношениями с окружающими, тем самым попробовать вычленить проблему самостоятельно.

Часто решение проблемы лежит на самой поверхности. Возможно, получить желанное внимание среди друзей и выделиться без вранья подростку поможет новое интересное увлечение, которое ему удастся подобрать вместе с родителями, смена имиджа или какие-либо другие аналогичные способы. Маме и папе обязательно нужно понять, что ложь в сложный обсуждаемый период — это не просто «вредность характера», а сигнал о наличии у ребенка каких-либо проблем и моральных трудностей. Даже если взрослым они на первый взгляд кажутся пустяковыми, то для подростка ситуация может быть совсем иной
Худшим решением будет чтение нужных надоедливых нотаций, наказание и прочие аналогичные жестокие методы. Лучше всего продемонстрировать ребенку, что он не один, мама и папа его понимают, а также в любую минуту готовы прийти на помощь. Пусть подросток знает, что с различными трудностями придется сталкиваться в течение всей жизни, но от этого она не станет менее счастливой и интересной. Кроме того, часто помогает направление накопившейся нерастраченной у ребенка энергии в нужное правильное русло. Ведь бывает и такое, что врать мальчик или девочка начинает просто от скуки, чтобы сделать свою жизнь ярче и интереснее.

 Некоторые опытные психологи также отмечают, что ложь подростка иногда провоцируют и сами родители. Например, постоянно задавая ему вопросы с насмешкой или просто отрицательным настроением о различных событиях и поступках. Это будет подкреплять его желание соврать, причем совершенно неосознанно.
Если такая проблема имеет место быть, то следует начать бороться с ней при помощи игнорирования. Услышав следующую ложь ребенка, потребуется не давать на нее никакую реакцию, как бы этого не хотелось. Необходимо, например, в течение 7 дней постараться контролировать свое общение с подростком и избегать лишних вопросов. А еще лучше менять их формулировку. Например, очень часто, что вранье от ребенка родители слышат по поводу его учебы. Узнав, что сына или дочки не было в школе, не следует провоцировать ложь с его стороны, расспрашивая: «Ну как там на уроках?». Лучше всего сразу спокойно, высказать, свое негативное отношение к этой ситуации, но без криков и наказаний. Например: «Мне неприятно, что ты обманул меня из-за такого пустяка. Мы могли вместе решить проблему заранее и не привлекать к ней учителей и завуча».
Если вранье повторится, то следует снова постараться проигнорировать его, сделав вид, что это какая-то совершенно неинтересная посторонняя тема. Или же ответить: «Я отлично умею отличать правду от лжи. Поэтому давай просто спокойно прекратим этот бесполезный разговор».

 Такие действия продемонстрируют ребенку, что его вранье не дает желаемых результатов. Он поймет, что родители всегда видят обман, но при этом не срываются на нем за это и даже не назначают наказания. Бесполезность обмана будет настолько очевидной, что, скорее всего, вскоре он полностью прекратится.

Конечно, приведенные выше советы могут помочь избавиться от вранья, но более серьезные проблемы, которые за ним кроются, останутся. Например, нежелание учиться из-за которого и начались прогулы школы. С ними бороться будет сложнее. Прежде чем приступать к решению этой проблемы, потребуется выяснить, почему подросток не хочет учиться. Причины могут оказаться самыми разными.

 Самая распространенная из них заключается в том, что ребенок просто не видит смысла в своей учебе. Кстати, «подогревает» такие мысли интернет, особенно различные темы в социальных сетях об абсолютной бесполезности диплома. Чтобы исправить ситуацию, стоит рассказать подростку о том, каким образом успешное окончание учебы может сделать жизнь более многогранной и интересной. Только беседа должна случиться как бы невзначай, а не в качестве нотации на тему нежелания ходить в школу. Мама или папа могут обсуждать такую тему между собой, проконтролировав, чтобы и ребенок ее услышал.

Также часто причиной нежелания учиться является отсутствие интереса к процессу. Особенно это касается детей, которые сильно выделяются среди своих одноклассников, например, одаренных подростков. Учителя обычной образовательной школы часто просто не способны найти индивидуальный подход к каждому своему подопечному, поэтому ребенок может просто заскучать на уроках. В таком случае лучшим решением будет перевод подростка в специализированный класс или школу, а также мотивация в виде различных олимпиад, викторин и прочих интересных учебных мероприятий. Помочь ребенку начать получать удовольствие от учебы могут и сами родители, подобрав для него увлекательные дополнительные занятия, а, кроме того, правильно организовав досуг после уроков и выходные дни.
Возможно, нежелание учиться у подростка появилось по той, причине, что он конфликтует с кем-либо из одноклассников и учителей. Причины ссор могут оказаться самыми разными. Например, неудачная попытка завоевать лидерство или же просто переход в новый давно сложившийся коллектив. Ругать ребенка за участие в конфликтах ни в коем случае нельзя, это лишь усугубит ситуацию. Лучше всего попытаться с ним поговорить «по душам». Доверительные беседы и поддержка родителей могут дать мальчику или девочке те самые недостающие силы, которые нужны ему для самостоятельного решения конфликта. Если он оказался не слишком серьезным, то вмешиваться не следует, но обязательно нужно помогать подростку, находить лучшие решения возникающих проблем и постоянно интересоваться развитием ситуации. Можно также рассказать о подобном опыте из своей школьной жизни, тем самым показав, что ребенок не одинок в своих трудностях. Или и вовсе предложить ему представить, что неприятный конфликт — это своеобразный увлекательный квест, который нужно полностью пройти и в итоге стать победителем.
Чтобы не провоцировать у подростка нежелание учиться, родителям также очень важно знать, как себя правильно вести. Например, категорически запрещается сравнивать своего ребенка со сверстниками, особенно если они более успешны в какой-либо сфере. Это может спровоцировать у мальчика или девочки ненависть не только к самому процессу образования, но также и к тем людям, с которыми их сравнивают родители. Результатом, скорее всего, станут не только прогулы школы, но и конфликты с теми самыми «идеальными», по мнению мамы и папы, учениками. Полезно будет постоянно хвалить ребенка за его даже самые малейшие достижения. Пускай внимание родителей будет акцентировано исключительно на положительных сторонах и поступках подростка. Можно хвалить его также в присутствии посторонних людей. Это приведет к тому, что мальчику или девочке будет хотеться становиться только еще лучше во всех отношениях.

Не стоит говорить сыну или дочке о том, что будет, если ребенок перестанет учиться или скатиться до не желаемых оценок. Ни к чему хорошему это не приведет. Лучше всего постоянно обсуждать положительные радостные примеры. Например, когда успешная учеба помогла человеку добиться небывалых успехов в жизни и получить от нее все желаемое. Очень полезно завести традицию вместе строить оптимистичные приятные планы на